Первая в мире радиационная авария

«29 сентября 1957 г. – 50 лет отделяет нас от того трагического события,
которое произошло в солнечный теплый воскресный день в городе
Челябинске-40. Многие жители города, в том числе и я, были на стадионе, где
состязались две ведущие футбольные команды города.
Примерно в 16 ч 30 мин по местному времени раздался хлопок, на который
никто не обратил внимания. Такие хлопки были и раньше, так как на
промышленных площадках велись строительные работы» так аварию на комбинате Маяк описывает А.И. Бабаев, ведущий инженер реактора ИБР — 2 лаборатории нейтронной физики ОИЯИ (книга «Маяк наша гордость и боль).

Сейчас с момента той аварии прошло уже 63 года, а последствия и сейчас сказываются на жителях близлежащих населенных пунктов.

Что произошло?

29.09.1957 года в воскресный вечер, когда большинство жителей города Челябинск-40 на местном стадионе смотрели матч местных команд, то услышали сильных хлопок, которому в тот момент ни кто не предал особого значения. Как потом выяснилось этот хлопок был результатом взрыва 300 кубовой бочки с радиоактивными отходами на предприятии, которое в настоящее время носит название .»Маяк».

Немного истории.

Атомной проблемой в СССР начали заниматься не за долго до начала Великой Отечественной Войны. Именно тогда Л.П. Берия представил И.В. Сталину данные внешней разведки НКВД о том, что в Германии, Франции, Англии и США ведутся крупномасштабные работы по созданию атомного оружия. В тот момент назревала война и Сталин тогда сказал: «Этим заниматься не будем. Танки сейчас важнее».

В 1938 году в Академии наук СССР была учреждена комиссия по использованию ядерной энергии, в состав которой входили ведущие ученые того времени. В 1940 году Комиссией был разработан план на 1941 году, в котором особое внимание уделялось проблеме добычи и обогащения урана. В 1940 году академик И.В. Курчатов представил в комиссию доклад о хозяйственных и военных перспективах использования реакции деления урана. Но потом грянула война и все научные учреждения, заводы и прочее были нацелены на разработку более совершенного вооружения.

Переломным моментом в истории создания атомного оружия стал 1943 год когда Берия созвал с воем кабинете ведущих ученых страны по проблеме создания атомного оружия. Свои впечатления он доложил Сталину и работа медленно, но пошла. Применение в 1945 году американцами первой в мире атомной бобы в Херосиме и Нагасаки стало ключевым моментом. Они (американцы) показали свое военное превосходство над советским союзом, а этого допустить ни как не могли и Л.П. Берия было поручено в максимально короткие сроки создать атомною бомбу.

Для производства атомной бомбы нужно было большое количество плутония. Для его получения Решением правительства Главпромстрою НКВД было поручено завершить
строительство первой очереди Комбината № 817 по производству плутония во II
квартале 1947 г. Площадка для строительства Комбината была выбрана была выбрана на Южном Урале, недалеко от города Кыштым и имела почтовый адрес Челябинск — 40.

В чем причина аварии?

Технология получения урана предполагала образования большого количества жидких радиоактивных отходов. На первом этапе производства, так как представления о действии радиации в то время были еще достаточно туманными, технологий обращения с радиоактивными отходами вовсе не существовало и стоки сбрасывались сначала в реку Теча, протекавшую неподалеку, а потом в закрытое озеро Карачай. Через 10 лет существования Комбината, когда последствия такого обращения с радиоактивными отходами были ясны, сброс отходов прекратили, а реку Теча перекрыли плотиной. Для временного (а как известно в России нет ничего более постоянного, чем временное) хранения отходов было принято решение о строительстве нескольких 300 кубовых емкостей из нержавеющей стали на глубине 8 м. Из-за протекающих в отходах реакций, по технологии емкости должны охлаждаться водой.

Озеро Карачай

29 сентября 1957 года из-за нарушения технологии произошел тепловой взрыв емкости, в которой хранилось 70-80 тонн высокоопасных отходов. В результате взрыва была сорвана тежелая бетонная крышка, накрывавшая емкость, выбиты стекла на территории Комбината. Радиационное облако накрыло территорию предприятия Маяк, пожарную и воинскую части, лагерь заключенных и полк строителей. Осаждение
радиоактивного вещества из облака, перемещавшегося под действием ветра в
северо-восточном от предприятия направлении, привело к радиоактивному
загрязнению части территорий Челябинской, Свердловской и Тюменской
областей и формированию наземного радиоактивного следа (Восточно-
Уральского радиоактивного следа − ВУРСа).

Жителям города Челябинск-40 повезло, в тот день ветер дул в противоположную от него сторону и загрязнения практически не произошло.

Ликвидация последствий

Для ликвидации последствий аварии были привлечены Минсредмаш и Минздрав СССР, местными медицинскими, партийными, научными и сельскохозяйственными организациями. Дезактивация территории проводилась силами комбината, а для наблюдения за радиационной обстановкой и изучения последствий аварии на территори комбината и ВУРСа был создан при комбинате были созданы Опытная научно-исследовательская станция (ОНИС), филиал Института радиационной гигиены Минздрава, филиал № 4 Института биофизики Минздрава, организованы радиологические лаборатории при санэпидемстанциях Свердловской и Челябинской областей.

Немедленно город был разделен на «чистую» и «грязную» зоны. Люди ехавшие на работу доезжали из одной зоны в другую и пересаживались в другие автобусы, колеса и сами автобусы обрабатывали, ликвидаторы переобувались до той поры, пока ботинки не перестанут звенеть. Больше всего от взрыва пострадал совхоз им. К.Е. Ворошилова, находящийся в 20-ти км от города. Почернели сосны и лиственные деревья, скот пришлось забивать и сжигать.

Жители города по разному вспоминают время ликвидации аварии, кто-то говорит что «все было слажено и принимались быстрые и верные решения», кто говорит о том, что принимаемых мер было не достаточно и первые несколько дней ни кто не знал с чего начать и как ликвидировать последствия аварии.

Но самое главное, что «до середины 1989 г. в советской научной и широкой печати не было никаких прямых сведений о кыштымской аварии хранилища ядерных отходов. Советские ученые-атомщики во время поездок за границу и при встречах с экспертами из других стран, приезжавшими в СССР, обычно отрицали достоверность сведений об этой аварии или же утверждали, что им об этом ничего не известно. Только в июне 1989 г. на пресс-конференции в Челябинске первый заместитель министра атомной энергетики Б. В. Никипелов сделал официальное заявление об этой аварии. 30 июня 1989 г. Межведомственный совет по информации и связям с общественностью в области атомной энергии опубликовал в Москве короткий, в 15 страниц, информационный бюллетень «Об аварии на Южном Урале 29 сентября 1957 года», подготовленный Б. В. Никипеловым, Г. Н. Романовым, Л. Д. Булдаковым и другими»(книга «Маяк наша гордость и боль).

Завод по производству плутония был очень секретным объектом и естественно авария на нем тщательно скрывалась. И только через 32 года о ней было рассказано и то только то, что посчитали нужным, без всякой конкретики про количество выброшенных веществ и медицинской части. Данный доклад очень не удовлетворял МАГАТЭ, но поделать уже ничего не могли.

В 1966 году на части территории ВУРСа с целью изучения влияния радиации на окружающую среду в реальных условиях произростания и обитания была был создан Восточно — Уральский заповедник, площадью 16 616 га.

Восточно-Уральский Заповедник

На территории заповедника проходят исследования по радиобиологии, выполняется радиационный и радиобиологический мониторинг. По состоянию на 2013 год в верхних слоях грунта в зоне ВУРС содержание стронция-90 превышало фоновую концентрацию в 200—15 000 раз и цезия-137 — в 5—225 раз, а создаваемый только этими изотопами уровень радиации превышает естественный фоновый в 2—4 раза.

Вот такой была первая в мире радиоэкологическая авария. На этом все, всем спасибо за внимание, не забываем подписываться на канал.

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы